english version по-русски
ООО
Возвращённая драгоценность
Вышивка
Модельеры
Керамика
Живопись
Ювелирное искусство
Резьба  и роспись по дереву
Резьба по металлу
Семья Мирзаахмедовых

 

Тургунбай Мирзаахмедов 

Тургунбай Мирзаахмедов

 

Чудеса бывают разные… Одно из них произошло 9 декабря в театре «Ильхом», где открылась выставка тканей уникальных по своему происхождению… Речь идет об узбекских тканях,  известных на западе как «икат» (от малайско-индонезийского глагола «менгикат» - обвязывать) Техника изготовления подобных тканей, выполняемая исключительно вручную, заключается в резервировании, то есть обвязывании пучков нитей с целью поэтапного крашения их в определенные цвета. Отсюда и локальное название этих тканей – абрбанд, что в переводе примерно звучит как «обвязанное облако» Узбекский икат отличается тем, что рисунок наносится лишь на нити основы, уток же остается одноцветным.  В силу  необычного дизайна и использования натурального шелка ткани эти вызывают особый интерес во всем мире.

На выставке, организованной галереей «Караван» в выставочном зале театра «Ильхом» зритель не только получил прекрасную возможность созерцать это удивительное искусство, но и возможность познакомиться с мастерами, создающими эту красоту. Это целая династия ремесленников из Маргилана, где ведущим мастером –абрбандом является Тургунбай Мирзаахмедов. Человек, профессионально владеющий навыками ручного ткачества, мастер в седьмом поколении. Сотканные им  ткани, представляют собой поистине лучшие образцы национального узбекского текстиля.

 Т. Мирзаахмедов родился в 1944 году в семье потомственного мастера уста Фозила. Он был одним из основателей  единственной в Центральной Азии фабрики ручного ткачества «Ёдгорлик», где создал более ста узоров тканей. Тургунбай  ака не только талантливый мастер, это еще и человек болеющий за сохранение и возрождение традиций узбекского ручного ткачества. Он восстановил такие ткани как шойи, адрас,   банорас, которые перестали производиться уже к  60-м годам 20 века. Это первый народный мастер Узбекистана, получивший сертификат ЮНЕСКО за вклад в сохранение и развитие традиций ремесла.

Изготовление абровых тканей - работа длительная и весьма трудоемкая, заключающая в себя множество этапов, но надо сказать, что благодаря народным мастерам – эта технология осталась почти неизменной до сих пор. Для производства таких видов тканей, отдельные нити подвязываются, так чтобы не допустить их окрашивания. При этом виде ткачества орнамент и цвета ткани тщательно продумываются заранее. На базе орнамента пряжа обвязывается в тех местах, где необходимо сохранить первоначальный цвет, и затем окрашивается. Мастер повторяет процесс для каждого цвета отдельно, от светлых тонов к темным, до тех пор, пока на пряжу не будут перенесены все цвета рисунка. Подготовив, таким образом пряжу, он устанавливает ее в ткацкий станок, где постепенно богато окрашенные ткани волшебным образом превращаются в самые разнообразные узоры.

Тургунбай Мирзаахмедов передал навыки  своему сыну Расулу , который также как и отец, бережно относится к наследию прошлого и талантливо создает красивейшие шелковые и полушелковые ткани. Отец и сын с каждым годом осваивают новые колористические сочетания и узоры, добавляя их к уже имеющемуся запасу мотивов. Расул Мирзаахмедов в своем творчестве пошел еще дальше и в конце 90-х годов начал работу по восстановлению традиций уникального вида ткани называемой «ала-бахмаль», переставшей производиться около века назад. Это особый вид «иката», использовавшийся только для дорогой праздничной одежды. Редчайший экземпляр «ала-бахмаля» длиной, более 6 метров в длину находится в собрании известного коллекционера Гвидо Гольдмана .Этот отрез представляет  собой рисунок из чередующихся полос синего и белого цвета. «Ала-бахмаль» производили только в Бухаре, по причине чего одежда из этой ткани считалась очень престижной по всей Центральной Азии. Это шелковый бархат, клетчатый или с разводами, с эффектом «выступающих» и «отступающих» цветов,  процесс изготовления которого очень сложен, требует больших затрат времени и огромного терпения. «Ала- бахмаль» производился в течении очень краткого периода времени, приблизительно с 1860 по 1910 год. К счастью, казалось бы, исчезнувший навсегда редкий вид ткани возрожден сейчас заново, благодаря рукам Р. Мирзаахмедова - мастера, искренне желающего показать миру изысканные творения прошлого. На выставке представлены некоторые из образцов ала-бахмаля, созданные им. В этих высокохудожественных произведениях народных мастеров Тургунбая и Расула Мирзаахмедовых воплотились богатство рукотворного опыта и тонкость восприятия свойственная многим узбекским мастерам. Традиции народного шелкоткачества в силу их глубокой рациональности оказались жизнеспособными, несмотря на многолетнее забвение. Постоянная потребность трудиться и познавать природу побуждает этих мастеров искать пути к еще более углубленному и осознанному отношению к своему предназначению – постигать и создавать философию тканной интерпретации мироздания с его переплетениями, цветными гранями, узорами, блеском, символами и вселенской гармонией.

 

Организаторами этого проекта является известная арт-галерея «Караван», куратор выставки - директор арт-галереи «Караван» Наталия Мусина, дизайнер Лола Бабаева.

 

 

27 июня 2006 года скончался народный мастер Тургунбай Мирзаахмедов. Арт Галерея "Караван" выражает своё искреннее соболезнование родным и близким  известного мастера.

 

 

1
2
3
4
5
6
7
Ола-Бахмаль
Ала-Бахмаль (8)
Ола-Бахмаль
Ала-Бахмаль (9)
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Одежда из "ала-бахмаля". Дизайн ткани Расула Мирзаахмедова
Тургунбай Мирзаахмедов
В центре Наталья Мусина, справа- Расул Мирзаахмедов